26.12.2024 11:00
13 минут
455

Расчет пожарного риска на 2025 год

С 1 января 2025 года определение расчетных величин пожарного риска на производственных объектах будет осуществляться по новой методике, утвержденной приказом МЧС от 26.06.2024 № 533. Методика, утвержденная приказом МЧС от 10.07.2009 № 404, при этом утратит силу. Рассказываем, что изменилось, а также подробно рассмотрим саму процедуру расчета пожарных рисков для производственных и непроизводственных объектов: чем она отличается от независимой оценки пожарных рисков, зачем ее проводить работодателям, какие работы выполнить и что включить в отчет. 

 

Расчет пожарного риска по новым правилам: что изменится в 2025 году?

Как следует из письма МЧС от 18.09.2024 № 43-5818-19, расчеты пожарного риска, выполненные до конца 2024 года, могут по-прежнему использоваться для подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности — но при условии, что исходные данные в расчете соответствуют фактическому состоянию объекта. Но уже с 1 января 2025 года новая методика становится обязательной для применения в следующих случаях:

  • при капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении или изменении объемно-планировочных, конструктивных решений, а также функционального назначения зданий и сооружений;
  • для всех проектируемых объектов — вне зависимости от даты получения градостроительного плана.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования Технического регламента, и пожарный риск не превышает допустимых значений. Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска устанавливает постановление Правительства РФ от 22.07.2020 № 1084. Требования к оформлению отчета — СП 505.1311500.2021 «Расчет пожарного риска. Требования к оформлению».

Понятие и категории пожарного риска

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарный риск — это мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей. 

В Постановлении Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» указано 6 категорий пожарных рисков. Категория риска — это условная оценка общей пожароопасности объекта защиты. Чем она выше, тем чаще его владелец будет сталкиваться с проверками:

  1. Объекты чрезвычайно высокого риска — проверяются 1 раз в год.
  2. Высокого риска — 1 раз в 2 года.
  3. Значительного риска — 1 раз в 3 года. 
  4. Среднего риска — 1 раз в 5 лет.
  5. Умеренного риска — 1 раз в 6 лет. 
  6. Объекты низкой категории риска и объекты постоянного государственного надзора — не проверяются в рамках плановых проверок.

Категорирование является обязательным условием для ввода и эксплуатации объекта. Указывать текущую категорию необходимо во всех документах, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

При этом нельзя с уверенностью утверждать, что объекты одного или схожего функционального назначения (например, школы или стандартизированные ПВЗ маркетплейсов в жилых домах) будут принадлежать к одной категории пожарного риска. Каждый объект рассматривается с учетом его индивидуальных особенностей, таких как этажность, устойчивость к огневому воздействию, оснащенность системами противопожарной защиты, численность находящихся на объекте людей в разное время суток и т. д.

Следует также отметить, что единожды присвоенная категория пожарного риска впоследствии может быть изменена. Так, изменение категории на более низкий уровень допускается при соблюдении норм пожарной безопасности за определенный период, отсутствии пожаров и успешном прохождении проверок. В свою очередь, более высокий уровень может быть присвоен, если на объекте были пожары за последние 5 лет, либо если инспекцией были выявлены существенные нарушения в противопожарной защите. 

 

Разница между расчетом пожарного риска и независимой оценки пожарного риска

Распространенным заблуждением (особенно среди работодателей, не вникающих в тонкости пожарной безопасности) является объединение таких понятий, как «расчет пожарного риска» и «независимая оценка пожарного риска». На самом деле, при всей похожести этих терминов, речь идет о совершенно разных процедурах.

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — это оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска (69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Расчет пожарного риска, напротив, является оценкой воздействия на людей поражающих факторов пожара и принятых мер по снижению частоты их возникновения и последствий.

Таким образом, в одном случае речь идет об аудите объекта, а в другом — об оценке рисков для жизни людей. 

Будьте в курсе всех важных событий!

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежую информацию по охране труда.

Зачем проводить расчет пожарного риска

Если говорить простым языком, расчет рисков по пожарной безопасности необходим для определения вероятности возникновения пожара и степени его опасности для  людей и  имущества.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», система противопожарной защиты любого объекта обязана включать мероприятия, которые исключают превышение допустимых уровней пожарного риска и направлены на защиту третьих лиц от возможных последствий пожара. Из этого следует, что главная задача расчета пожарного риска заключается в подтверждении безопасности объекта через оценку выполнения всех нормативных требований по пожарной защите, предусмотренных для конкретного здания или сооружения. Кроме того, стоит подчеркнуть, что расчет пожарного риска является обязательным условием для обеспечения пожарной безопасности объекта, как указано в пункте 2 части 1 статьи 6 данного закона.

Если на объекте произошел пожар, и при этом у работодателя отсутствует заключение о расчете пожарного риска, такое правонарушение считается административным и попадает под часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ. За это нарушение может быть наложен штраф:

  • для граждан — от 5 000 до 15 000 рублей;
  • для должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 40 000 до 60 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 300 000 до 400 000 рублей.

В случае причинения существенного вреда здоровью человека или смерти в ходе пожара текущее законодательство предусматривает уголовную ответственность. Она наступает в том случае, если будет установлена вина должностного лица, которая заключается в неисполнении обязанностей по обеспечению требований пожарной безопасности.

В каком случае проводят расчет пожарного риска

Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности на объектах, для которых они должны быть разработаны. Также они проводятся, если нужно доказать, что несоблюдение требований пожарной безопасности не повлияет на безопасность людей при пожаре.

В свою очередь, расчет пожарного риска проводить не требуется при выполнении установленных обязательных требований пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Важно помнить: расчет рисков не отменяет необходимости выполнения других мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, таких как организация внутреннего обучения по пожарной безопасности для сотрудников. 

Методика оценки пожарного риска

Напомним, что методика расчета пожарного риска, утвержденная приказом МЧС от 26.06.2024 № 533 и вступающая в силу с 1 января 2025 года, действует только в отношении производственных объектов. В целом же процесс расчета пожарного риска можно разделить на 6 этапов. 

 

1. Анализ пожарной опасности объекта

На этом этапе необходимо учитывать место расположения объекта, график его работы, данные о режиме рабочего времени персонала объекта, а также иные сведения, используемые при проведении расчета.

 

2. Определение частоты возникновения пожара (частоты реализации пожароопасных ситуаций)

Осуществляется на основании информации:

а) об отказах оборудования, которое используется на объекте;

б) о параметрах надежности используемого на объекте оборудования;

в) об ошибочных действиях работника объекта;

г) о гидрометеорологической обстановке в районе размещения объекта;

д) о географических особенностях местности в районе размещения объекта.

 

3. Построение полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития

В рамках этой работы специалистами учитываются такие параметры, как:

а) тепловое излучение при факельном горении, пожарах проливов горючих веществ на поверхность и реализации огненных шаров;

б) избыточное давление и импульс волны давления при сгорании газопаровоздушной или пылевоздушной смеси;

в) избыточное давление и импульс волны давления при разрыве сосуда (резервуара) в результате воздействия на него очага пожара;

г) задымление атмосферы помещения;

д) концентрация кислорода, токсичных продуктов горения и термического разложения в помещении;

е) температура в помещении;

ж) расширяющиеся продукты сгорания при реализации пожара-вспышки.

 

4. Оценка последствий воздействия опасных факторов пожара, взрыва на людей для различных сценариев его развития

Осуществляется на основе сопоставления информации о моделировании динамики опасных факторов пожара на территории объекта и прилегающей к нему территории и информации о критических для жизни и здоровья людей значениях опасных факторов пожара, взрыва. Для этого используются критерии поражения людей опасными факторами пожара, взрыва.

 

5. Оценка влияния состава системы обеспечения пожарной безопасности зданий

При анализе влияния систем обеспечения пожарной безопасности на расчетные величины пожарного риска должны рассматриваться следующие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности:

а) мероприятия, направленные на предотвращение пожара;

б) мероприятия по противопожарной защите;

в) организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

 

6. Определение значений индивидуального и социального пожарных рисков

Расчет значений индивидуального и социального пожарных рисков в зданиях и на территории объекта, а также в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта проводится с использованием в качестве промежуточной величины значения соответствующего потенциального пожарного риска.

По итогам этой работы составляется отчет по расчету пожарного риска, а также список компенсирующих мероприятий по устранению нарушений (при их наличии).

 

Что содержит отчет по расчету пожарного риска

Результаты расчета по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета. Документ должен содержать

  • наименование и адрес объекта защиты;
  • анализ пожарной опасности объекта защиты;
  • исходные данные для проведения расчета по оценке пожарного риска;
  • наименование использованной методики расчета по оценке пожарного риска;
  • значения расчетных величин пожарного риска для объекта защиты. 

 

Заключение 

  • Правильно выполненный расчет пожарного риска позволяет с высокой точностью определить вероятность возникновения пожара и влияние его поражающих последствий на людей. Нормативные значения по всем видам рисков приведены в Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». 
  • Основным нормативным документом для расчета пожарных рисков является Постановление № 1084. 

Наши продукты

Часто читают